Экспорт онлайн

11.04.2022

АНТОН АЛЕКСЕЕВ.png

Антон Александрович Алексеев,

руководитель юридической компании
«Law & Com Offer».

Работает в сфере юридического консалтинга свыше 12 лет. Одним из приоритетных направлений его деятельности является правовая поддержка российских экспортеров и совершенствование российского законодательства в сфере внешнеторговой деятельности. Имеет значительный опыт юридического сопровождения внешнеторговых проектов. Представляет интересы компаний в российских судах. Осуществляет сотрудничество с юридическими компаниями в государствах ЕС, ЕАЭС и других странах мира.


Интернет давно стер границы между государствами, сделал страны ближе друг к другу.

Он является самым эффективным инструментом торговли. При Интернет-торговле внутри страны и при Интернет-импорте правовых вопросов возникает не так много, как с Интернет-торговлей на экспорт. Российское законодательство не до конца адаптировано под совершение экспортных сделок через Интернет, и зачастую представляется экспортерам сложным и не ясным.

Наибольшие трудности возникают у экспортеров в b2b секторе. Можно ли заключить внешнеторговый контракт через Интернет? Можно ли пройти таможенное оформление с контрактом, заключенным таким способом? Получится ли подтвердить ставку экспортного НДС 0%?

Несмотря на существующие несовершенства российского законодательства, торговать онлайн на экспорт возможно, главное четко продумать схему торговли, уделив значительное внимание правовым вопросам.

С чего начать?

Во-первых, необходимо определиться, кто будет являться покупателями: иностранные потребители или компании. На компании, работающие с гражданами и юридическими лицами, российским законодательством могут возлагаться различные требования.

Торговля b2c возлагает на экспортера обязанности соблюдения законодательства РФ в области защиты прав потребителей (несмотря на то, что покупатель является иностранцем, купля-продажа совершается на территории России).

Во-вторых, следует выбрать схему торговли. Это может быть прямая торговля через собственный Интернет-магазин. Это может быть торговля через маркет-плэйс, либо экспортер сам может выступать торговой Интернет-площадкой для других российских экспортеров. Или торговля осуществляется со склада, расположенного в иностранном государстве, но это совсем другая история…

От выбора схемы зависит объем возникающих у экспортера договорных отношений и обязательных требований законодательства.

В-третьих, определиться с системой налогообложения.

 

Основные области правового регулирования

Ответив для себя на три вышеизложенных вопроса, , выстроить систему экспортной онлайн торговли будет проще. Будут ясны основные места, требующие более тщательного юридического сопровождения.

Торговля через Интернет с правовой точки зрения является дистанционной торговлей.

Все общие требования российского законодательства в отношении осуществления продаж таким способом, а также к контенту интернет-сайта, через который производятся такие продажи, распространяются в полной мере.

к ним можно отнести:

- требования о защите прав потребителей (законодательство о защите прав потребителей);

- требования к наличию онлайн кассы;

- требования закона о рекламе;

- требования о защите персональных данных заказчиков, покупателей и т.д. (законодательства о персональных данных).

Экспортные правовые вопросы лежат в основном в области валютного контроля и регулирования, отдельных требований налогового законодательства и правил таможенного оформления.

ЕАЭС имеет собственную правовую базу, которой так же следует руководствоваться при экспорте в страны – члены ЕАЭС.

Исходя из экспортируемого товара, следует учитывать и определенные требования или ограничения, установленные как в целом для экспорта конкретного вида товара (например, требуется получения лицензии на экспорт), так и запрет на осуществление торговли через Интернет (например, табак, алкоголь, лекарственные средства/медикаменты).


Маркет-плэйсы

Маркет-плэйсы или торговый интернет-агрегатор может облегчить экспортеру торговлю. Крупные торговые интернет площадки успешно выступают торговыми посредниками при экспорте. Повлиять на условия сотрудничества с ними вряд ли возможно, но понимать свои права, обязанности и ответственность экспортеру, вступая в такие отношения, необходимо. Кроме того далеко не все известные маркет-плэйсы позволяют вести торговлю в сфере b2b. Те, кто предоставляет такие услуги, по сути, являются агентами, осуществляющими поиск покупателей, а дальше классический переговорный процесс контрагентов со стандартными договорно-экспортными процедурами.

Российское законодательство в последнее время делает шаги на встречу правового регулирования торговли через Интернет и, в том числе на экспорт.

С 2019 года внесены изменения в Закон «О защите прав потребителей», которые направлены на урегулирование взаимоотношений между маркет-плэйсами (агрегаторами интернет-торговли) и продавцами, размещающими свои товары к продаже на них. На агрегаторов и продавцов возложены дополнительные обязанности по доведению достоверной информации о товаре до конечного покупателя. Цель изменений - дополнительная защита потребителей.

Также с 2019 года компаниям, размещающимся на маркет-плэйсах, смягчили налоговые обязательства. Теперь компании, торгующие через Интернет-площадки, не обязаны выступать налоговыми агентами иностранных компаний и уплачивать за них НДС с оказанных такими иностранными компаниями так называемых «электронных услуг».

«Электронными услугам» являются услуги, оказанные автоматизировано с помощью информационных технологий через Интернет или другую сеть.

 

Собственный Интернет-магазин

Самостоятельное ведение Интернет-торговли через собственный сайт исключает посредников, но может добавить дополнительных обязанностей для экспортера.

Главным является минимальный пакет документации, необходимый для функционирования Интернет-магазина. Если торговля экспортера направлена прежде всего на потребителей-граждан, то, как минимум необходимы, оферта (для заключения договора), пользовательское соглашение сайтом и политика конфиденциальности, доступные для ознакомления на сайте.

Так же экспортер, как и все юридические лица и ИП с середины 2018 года, в обязательном порядке должен будет использовать онлайн-кассу, которую нужно увязать с системами платежей, которые используют иностранные потребители.


Общие правила

В большинстве случаев от экспортера потребуется соблюдение общих норм российского законодательства, не зависимо от ориентированности его на тот или иной сегмент потребителей или выбранной схемы торговли. Для этого следует учитывать нормы:

- гражданского законодательства;

Где важное значение имеет вопрос заключения договора купли-продажи (т.е. экспортного контракта) через акцепт (одобрение) оферты (публичного предложения), размещенного на Интернет-сайте.

Условия такой оферты должны отвечать требованиям закона, чтобы сделка считалась заключенной на необходимых экспортеру условиях, и такая акцептированная оферта могла быть использована при таможенном оформлении экспорта, подтверждении «нулевого» НДС при экспорте, а так же в целях постановки контракта на учет в банке в предусмотренных случаях для соблюдения валютного законодательства.

- закона о рекламе, которая должна быть достоверной и добросовестной;

- таможенного законодательства при оформлении процедуры экспорта;

Уже более года законодательно закреплена упрощенная процедура декларирования при экспорте посредством международных почтовых отправлений. Экспортеру не требуется самостоятельное таможенное оформление товара, эта обязанность возложена на почтовую компанию.

- валютного законодательства;

Обязательное уведомление банка о совершении валютной сделки, если сумма контракта составляет более 200 тыс. в рублевом эквиваленте.

Постановка экспортного контракта на учет в банке, если сумма контракта составляет более 6 млн. рублей в рублевом эквиваленте.

При постоплате по экспортному контракту экспортеру необходимо соблюсти требования о репатриации валютной выручки.

- налоговое законодательство при использовании общей системы налогообложения;

Экспортные операции облагаются НДС по ставке 0%, которую необходимо подтвердить. Процедуры подтверждения «нулевого» НДС для экспорта в страны ЕАЭС и за пределы Евразийского союза имеют отличия и особенности.

В конце 2017 года в Налоговый кодекс РФ была введена новая упрощённая процедура подтверждения «нулевого» экспортного НДС при экспорте товаров посредством почтовых отправлений. Эта норма и норма Таможенного кодекса ЕАЭС, устанавливающая упрощённую процедуру декларирования товаров при экспорте указанным способом, по сути, дополняют друг друга и направлены на стимулирование российского экспорта.

Как уже отмечалось выше, при торговле через маркет-плэйсы такие площадки, как правило, возьмут на себя процедуру заключения договора купли-продажи с потребителем, проведение расчетов с ним, обеспечат соблюдение требования законодательства о рекламе, персональных данных, защите прав потребителей и некоторые другие требования, в той части, которая касается непосредственно их. Но сам интернет-сайт экспортера так же должен соответствовать таким требованиям в полной мере, если через него можно совершить покупку онлайн.

Вопросы же налогового, таможенного и валютного законодательства целиком и полностью относятся на экспортера, каким бы образом он не вел свою торговлю.

 

Делая вывод, можно сказать, что российское законодательство последних лет, затрагивающее сферу экспорта, показывает, что происходят изменения, направленные на упрощение с правовой точки зрения экспортных и связанных с ними процедур, а так же сделана попытка законодательного урегулирования Интернет-торговли на экспорт.

Подписаться на канал