Подтверждать нулевую ставку НДС стало проще

16.11.2018

Подтверждать обоснованность применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров стало проще. Что изменил законодатель в этой процедуре, и какие возможности по ее оптимизации предлагает рынок, рассмотрели на семинаре, организованном Институтом налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ и компанией «Такском». На мероприятии выступили заместитель директора ИНМиЭН Т.Б. Школьная, заместитель начальника отдела НДС Управления налогообложения юридических лиц ФНС России И.С. Персикова и руководитель проекта «Такском» И.П. Самородов.

В чем же упростился процесс подтверждения нулевой ставки НДС по экспортным отгрузкам, совершаемым с 1 октября 2018 года? По словам И.С. Персиковой, экспортеру теперь не надо представлять контракт в том случае, если он ранее уже направлялся в налоговый орган и, если в нем ничего не поменялось. Потребуется только лишь уведомление о том, в какую инспекцию и когда этот контракт был представлен ранее.

Транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие вывоз товаров, реализованных с 1 октября, как при экспорте, так и реэкспорте включать в комплект для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 %, вообще не нужно. Их следует направлять в налоговую инспекцию лишь тогда, когда их запросит инспектор, причем, без отметок таможни.

Таможенную декларацию, необходимую при экспорте в третьи страны, сегодня можно представлять для подтверждения нулевой ставки НДС как на бумажном носителе, так и в виде электронного реестра. Однако для того чтобы подать этот документ на бумаге, его нужно сначала сформировать в электронном виде в Личном кабинете при таможенном декларировании, получить решение о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта, далее распечатать его и поставить на нем отметку таможенного органа места убытия. Очевидно, что все это достаточно хлопотно и отнимает больше времени, чем, если подать таможенную декларацию в налоговую инспекцию в виде электронного реестра по ТКС через оператора ЭДО. Хотя налоговый орган и оставляет за собой право истребовать сам документ, но фактически сделает это только в том случае, если у него информация об операциях налогоплательщика отсутствует или не соответствует сведениям, полученным от ФТС России. Вот тогда эту декларацию необходимо будет направить в налоговую инспекцию, но без всяких отметок таможни.

«Картотека документов» — многофункциональный программный продукт компании «Такском» — быстро и качественно справляется с формированием электронных реестров документов, в том числе таможенных деклараций. Для этого Картотека сначала автоматически подбирает комплекты документов по каждой сделке из различных учетных систем и информирует об их недостатке или некорректном отображении в них данных. Причем, она собирает в пакеты одновременно и XML-файлы, и скан-образы документов, соответствующие конкретным декларациям по НДС, затем создает из них электронные реестры и направляет их (при экспорте в третьи страны) либо комплекты документов (в случае экспорта в государства — члены ЕАЭС) в налоговый орган в утвержденном формате. Но если в ответ все же приходит истребование, Картотека при его загрузке подбирает перечисленные затребованные документы за указанный период из различных информационных систем, конвертирует их в формат ФНС и создает их опись.

Таким образом, программный продукт осуществляет количественный и качественный контроль документов при их подборе, избавляет от ошибок, возникающих при ручном вводе, тем самым значительно ускоряет и облегчает процесс комплектования документов по назначению и по необходимости формирования из них электронных реестров. Инновационное решение максимально оптимизирует процедуру подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Автоматизация бизнес-процессов организации в разы сокращает ее издержки и минимизирует налоговые риски. Поэтому под различные задачи бизнес-цикла разрабатываются соответствующие решения. Например, налогоплательщику для того чтобы не попасть в категорию компаний с высоким риском рекомендуется в преддверии заключения сделки выбрать добросовестного контрагента, предварительно собрав о нем как можно больше информации. И это поможет сделать сервис «Такском-Досье». «Сверься!» послужит для сверки сведений контрагентов из книг покупок и книг продаж при формировании декларации по НДС. А вовремя получить уведомление от налоговой инспекции поможет мобильное приложение «Такском Информер». По словам И.П. Самородова, компания «Такском» предоставляет полный комплекс продуктов и услуг по каждому из направлений своей деятельности, а также информирует бизнес на актуальные темы на различных площадках — проводит бесплатные семинары, вебинары и другие обучающие мероприятия.

28 ноября в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоится бесплатная практическая конференция, посвященная созданию системы цифровой маркировки и прослеживания товаров. Для участия в ней зарегистрируйтесь здесь. 

Подписаться на канал