Владимир Балакин: "Комплаенс – это гудвил. Так же, как, например, забота об экологии"

19.02.2022

Все больше российских компаний выходят за пределы национального рынка. Сегодня внешнеэкономическая деятельность даже в малом и среднем бизнесе не ограничивается просто поставками продукции: предприниматели развивают партнерские отношения с зарубежными коллегами, открывают совместные предприятия и привлекают инвестиции. Одной из составляющих успешной работы с иностранными компаниями является деловая репутация компании, в частности прозрачность процессов и отлаженный внутренний контроль. Как нивелировать риски и обеспечить комплексую защиту компании, а также о том, как внедрить Комплаенс и для чего он нужен, нам рассказали

Президент Национальной Ассоциации Комплаенс Владимир Балакин

 

      Президент Национальной Ассоциации Комплаенс Владимир Балакин 



Заместитель генерального директора «ФКД Консалт» Светлана Пышненко


      Заместитель генерального директора «ФКД Консалт» Светлана Пышненко


- Владимир Валерьевич, расскажите пожалуйста, что такое система комплаенс?

- Если совсем просто – то система безопасности бизнеса. Цель внедрения системы «Комплаенс» - создание в компании эффективного многоцелевого механизма по определению возможных рисков и угроз и дальнейшему решению этих проблем. Речь идет, в частности, о выявлении и анализе коррупционно-опасных сфер деятельности, оценке и управлении правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечении комплексной защиты компании от различного рода правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.

Владимир Балакин


- Для чего нужен Комплаенс? Насколько он применим для российских участников внешнеэкономической деятельности сегодня?

- Бизнес очень сильно регулируется. Так, в год принимается 440 законов. Существует масса регуляторов: и ФНС, и Прокуратура, и ЦБ, и многое другое. Система «Комплаенс», в числе прочего, обеспечивает исполнение законодательства таким образом, что это удовлетворяет требованиям всего спектра регуляторов. И для участников ВЭД он применим в не меньшей степени: ЦБ издает отдельные методички для юрлиц, занимающихся внешнеторговой деятельностью, а Налоговая проверяет такие компании более бдительно. Комплаенс применим абсолютно для всех компаний, но для одних он обязателен, для других крайне желателен, а для третьих – доброволен (например, местная парикмахерская).

Владимир Балакин


- Есть ли в Российском законодательстве законы, регулирующие данную систему?

- Да. Это №273-ФЗ «О противодействии коррупции», №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», УК РФ, КоАП РФ, национальные планы по борьбе с коррупцией, письма, приказы и методики ЦБ, ФНС, Минфина и многие другие локальные акты.

Владимир Балакин


- На российские предприятия распространяются иностранные законы в части комплаенса?

- На те, которые занимаются внешнеторговой деятельностью – безусловно. Это связано с экстерриториальным (трансграничным) характером законодательных актов в сфере комплаенс, в дополнение к законодательству РФ, прежде всего — в рамках системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Речь идет, например, о Законе США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA, 1977), законе США о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA), вступивший в силу с 1 января 2013, законе Великобритании о взятках (UK Bribery Act, 2010).

Владимир Балакин


- Как иностранное законодательство касается граждан России?

- Во-первых, при нахождении граждан РФ за пределами страны при совершении действий, противоречащих нормам комплаенс. Во-вторых, в отношении лиц, формально находящихся вне сферы действия законодательства Великобритании и США, но в связи с использованием услуг почты этих двух стран или иных средств ведения международной торговли, а также систем проведения платежей, счетов, открытых в американских и английских банках, странах Евросоюза в качестве инструмента совершения незаконных действий. В-третьих, в отношении должностных лиц организаций, подпадающих с точки зрения иностранного законодательства под санкции норм комплаенс.

Владимир Балакин


- С чего начинать компании, решившей внедрить данную систему? Есть ли готовые эффективные решения и практики построения системы комплаенс-контроля?

- Тут есть три пути, мы их обозначим в порядке упрощения реализации: Первый – брать законы, кодексы, приказы, информационные письма ведомств, которые регулируют деятельность вашей компании и выстраивать свою деятельность в соответствии с ними. Второй – ходить на семинары всех ведомств-регуляторов, анализировать их методические рекомендации, на узкопрофильных сайтах находить чек-листы по выстраиванию деятельности в соответствии с законодательством и реализовывать это в своей компании. Третий – обратить внимание на новый проект Члена Национальной ассоциации комплаенса (НАК) – ООО «ФКД консалт» - Школу безопасности бизнеса и применить в комплексе систему внедрения «Комплаенс под «ключ»

Владимир Балакин


- Светлана Анатольевна, тогда вопрос к Вам: могли бы вы рассказать о проекте Школа безопасности бизнеса? Как она связана с «Комплаенс» для экспортеров?

- Задача проекта как раз в том, чтобы любые малые и средние предприятия могли получать приемлемую для себя комплексную поддержку. Поддержка заключается в оценке состояния бизнес-процессов в организации, выработке оптимальных мер и решений для снижения рисков при общении как с контрагентами, так и с госорганами: фискальными и надзорными.  


Например, любому предприятию приходится взаимодействовать со своим банком. Наши эксперты обучают оптимальному документообороту с банком для предотвращения блокирования средств на счете, новациям в валютном и таможенном контроле именно с позиции предприятия.

Светлана Пышненко


- Какие выгоды получает руководитель от работы в проекте Школы безопасности бизнеса?

- Систему поддержки мы выстроили по принципу «одного окна». Для директора имеет существенное значение оперативность экспертной помощи, а также внедрение системы комплаенс или внутреннего контроля. Благодаря работе экспертов Школы он оказывается всегда в курсе готовности всех подразделений своей компании к возможным проверкам, так как наши эксперты, осуществляя мониторинг требований законодательства, своевременно выдают рекомендации для каждого подразделения. Большим преимуществом являются и онлайн технологии обучения: вебинары для сотрудников, и коуч-сессии поддержки с топ-менеджерами. Отдельно осуществляется и круглогодичная поддержка, аттестация персонала согласно требованиям отраслевых профстандартов.

Светлана Пышненко


- И снова вопрос к Владимиру Валерьевичу: для каких предприятий в России (крупный бизнес, малый и средний бизнес) построение системы комплаенса актуально с точки зрения оптимизации бюджета?

- Без доли сомнений можем сказать, что это актуально для любой компании, в которой более 5 сотрудников.

Владимир Балакин


- Насколько комплаенс действенен для российских экспортеров/импортеров сегодня? Обращают ли внимание на репутацию компаний, например, таможенные органы?

- Комплаенс – это гудвил. Так же, как, например, забота об экологии. Касательно таможенных органов четкой статистики нет, но вот ФАС России планируют в этом году давать скидку в 1/8 от суммы начисленного штрафа, если в компании есть система «Комплаенс». А вносимые сейчас изменения в закон об Акционерных обществах, и вовсе обязывает ввести в штат должность внутреннего контролера, аудитора, а иными словами – комплаенс-офицера, плюс проводить регулярное повышение квалификации соответствующего персонала.

Владимир Балакин


- Какие аспекты волнуют иностранных бизнес-партнеров, когда речь идет о комплаенс-процедурах в российских организациях?

- Учитывая зачаточность этого состояния в России, то пока что просто его наличие. Это уже позволяет очень позитивно выделиться среди своих конкурентов, так как демонстрирует намерение вести риск-ориентированную политику с контрагентами в соответствии с рекомендациями комплаенс процедур и прозрачную отчетность.

Владимир Балакин


- Как российским предприятиям использовать комплаенс в выстраивании отношений с иностранными контрагентами?

- Следует внедрить систему «Комплаенс», адаптированную не только под российское и международное право, но и выполнять требования страны, с которой ведется торговля.

Владимир Балакин


- Многие крупные игроки российского рынка (например, КАМАЗ) уже несколько лет как работают по системе комплаенс. Можете ли привести примеры успешного внедрения комплаенса в российском бизнесе?

- Да, таких компаний более, чем достаточно: ДИКСИ, МТС, Билайн, Норникель, Росатом и многие другие. Как правило, это компании, имеющие внешнеторговые контракты.

Владимир Балакин


Подписаться на канал