«Экспортеры мотивируют других предпринимателей на запуск новых проектов и развитие бизнеса»

03.11.2023

Сегодня беседуем с руководителем Центра поддержки экспорта Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» Виктором Чебаковым.

Виктор Леонидович, насколько востребован экспорт Югры в текущих условиях? Удалось ли предпринимателем региона переориентироваться на другие, более дружественные рынки?

- Действительно, список стран экспорта, к сожалению, а может и к счастью, заметно изменился. Страны, с которыми работали ещё несколько лет назад, закрыли свои границы и не сотрудничают с предпринимателями региона. Действующие и новые меры государственной поддержки экспорта являются актуальными для бизнеса и приносят свои результаты. При содействии региона, предпринимателям удалось успешно переориентировать свои рынки сбыта. На сегодняшний день основными партнерами по ведению внешнеэкономической деятельности являются: Китай, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Грузия, Турция, Сербия.

Кстати сегодня, 3 ноября, завершается Центрально-Азиатская Международная выставка «FoodExpo Qazaqstan» в городе Алматы, где также принимают участие предприниматели нашего региона.

Также в этом году при содействии Фонда югорские предприниматели уже приняли участие в бизнес-миссии в Узбекистане, по результатам которой были заключены экспортные контракты на сумму 3,14 миллиона долларов США. Кроме того, в этом году у нас в округе планируется проведение реверсной бизнес-миссии с участием делегаций из Китая и Республики Узбекистан.

Российские экспортеры сталкиваются с внешними трудностями в последние годы: пандемия COVID внесла коррективы в планы по экспорту, сейчас - значительное санкционное давление. Произошли ли изменения в приоритетах Центра поддержки экспорта? На что делаете упор в работе?

- Вы правы, в последние годы условия для внешней торговли меняются стремительно как никогда, и мы со своей стороны делаем всё возможное, чтобы адаптироваться под сегодняшние запросы бизнеса. Для поддержания экспорта в регионе с прошлого, 2022 года, наш регион одним из первых запустил новую меру финансовой поддержки «Экспортный кешбэк» – компании могут получить грант в размере до 1 миллиона рублей, конкретная сумма гранта рассчитывается исходя из объема продукции, поставленной на экспорт в течение 12 месяцев до момента подачи заявки и не может превышать 5 % от суммы оплаты по экспортным контрактам. Важное условие для получателей гранта – создать новое рабочее место. С 2022 года уже 14 компаний получили грант, а общая сумма поддержки с составила 12,9 миллионов рублей. Таким образом, для одних предпринимателей – это стимул не сокращать производство и продолжать поставки на внешние рынки, для других – стимул для принятия решения о начале сотрудничества с зарубежными партнерами. Кроме того, данная мера поддержки благотворно влияет на занятость населения в экспортно-ориентированных компаниях.

Также отмечу и международные электронные торговые площадки – некоторые из них стали недоступными для российских предпринимателей. Для решения этого вопроса мы определили другие маркетплейсы, предоставляемые компаниями дружественных стран, которые наиболее удовлетворяют потребности российского бизнеса. Конечно, предпринимателям приходится сталкиваться с трудностями, но мы всячески помогаем им осваивать новые площадки и решать возникающие вопросы.

Раньше при организации международных мероприятий, таких как выставочно-ярмарочные мероприятия, бизнес-миссии с участием югорских предпринимателей в зарубежные страны, а также реверсные бизнес-миссии с участием иностранных делегаций в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру мы могли сотрудничать с европейскими странами, теперь же, ориентируемся на партнеров из дружественных стран.

Обсудим поддержку экспорта в Югре. Как много компаний, не относящихся к нефтегазовому сектору, поставляют свою продукцию на внешние рынки? Что именно они реализуют?

- На самом деле таких компаний очень много. В нашем регионе, особенно в Советском районе, развивается производство продукции лесопромышленного комплекса. Также в Югре представлено несколько компаний-экспортеров продукции агропромышленного комплекса и сферы креативных индустрий. В основном, лесопромышленные предприятия экспортируют пиломатериал и изделия из дерева, пищевые предприятия производят рыбные консервы, продукцию из орехов, ягод, грибов и так далее, а список продукции предприятий креативных индустрий обширен. Это и кованые изделия, и сувениры, и украшения, и предметы одежды. В общем, экспорт Югры состоит не только из нефтегазового сектора.

Могли бы Вы выделить меру поддержки, которая наиболее эффективно способствует развитию экспорта в регионе?

- Абсолютно все меры поддержки способствуют развитию экспорта, тут нельзя выделить что-то одно, но, если мы говорим о количестве продаж, конечно же, наиболее эффективной мерой будет размещение продукции компаний на международных электронных торговых площадках. В этом году продукция нашего региона размещена на 4 таких площадках и уже 10 компаний заключили экспортные контракты с такими странами, как Казахстан, Великобритания, Тайвань (Китай), Грузия, Турция, Беларусь, Эстония, кроме того, в этом году расширена география экспорта за счет первой продажи в Японию.

С точки зрения объемов поддержанного экспорта, наиболее эффективная мера поддержки – организация участия компаний в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, где для участников выставок Фонд «Мой Бизнес» организует застройку стенда с символикой каждой компании, витриной для той или иной продукции и другим необходимым оборудованием. Преимущества выставочно-ярмарочных мероприятий состоят в том, что предприниматели имеют возможность представить свою продукцию широкому кругу потенциальных покупателей со всего мира, на месте провести переговоры с заинтересованными лицами и даже заключить новые экспортные контракты. Общий объем экспортных контрактов, заключенных югорскими предпринимателями в 2023 году по итогам участия в таких мероприятиях, составил более 9 миллионов долларов США, отгрузки по этим контрактам еще продолжаются.

А Югре вообще выгодно, если ее товаропроизводители реализуют продукцию за рубеж? Не было бы лучше, если бы они торговали ею в России, а лучше – в самой Югре?

- Реализация продукции товаропроизводителей выгодна для региона в любом случае. Будь то рынок Российской Федерации, либо иностранных государств. Но экспорт особенно необходим по нескольким причинам. Во-первых, реализация продукции за рубеж позволяет региону увеличить объемы экспорта и привлечь иностранные инвестиции. Это способствует развитию экономики, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни в регионе. Во-вторых, экспорт способствует повышению известности и репутации региона. Это может привлечь туристов, инвесторов и новых деловых партнеров, содействуя развитию туризма, инфраструктуры и социальной сферы. В-третьих, реализация продукции за рубеж может стимулировать развитие местного предпринимательства. Наличие успешных экспортных компаний в регионе может вдохновить и мотивировать других предпринимателей на запуск новых проектов и развитие своего бизнеса. Таким образом, экспорт дает региону возможности для экономического роста, развития предпринимательства и повышения его международного престижа.

Подписаться на канал