Просто идти и делать, не ждать подходящего момента
13.12.2023
В Ханты-Мансийском автономном округе, в городе Нижневартовск - одном из крупнейших центров российской нефтяной промышленности —более 3 лет существует компания, в основе бизнеса которой лежит амбициозная идея помогать малому и среднему бизнесу в России увеличивать финансовую грамотность для дальнейшего масштабирования. «PROФинанс Первый» — это онлайн финдиректор на аутсорсе, работающий не только в России, но и за рубежом. Руководит компанией успешная, молодая женщина, интересы которой не ограничиваются только финансовой сферой. Она основатель сети фитнес-студий FitStudioNV, а также создатель бренда одежды для девушек и женщин больших размеров «Стиль Л». О том как можно эффективно вести параллельно сразу три бизнеса и уметь видеть перспективы их развития на много лет вперед в разных частях земного шара, даже живя в суровом, северном краю, мы беседуем с основательницей компаний - Натальей Николаевной Вишкиной.
- Наталья Николаевна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к идеи открыть свой бизнес?
- Свой трудовой путь я начинала в крупной компании, занимающейся нефтегазодобычей. За 15 лет работы я прошла путь от рядового финансового менеджера до эксперта в такой узкой области финансов как ценообразование. Достигнув «карьерного потолка» и ощутив некое профессиональное выгорание от однообразной, монотонной работы, я задумалась над идеей открытия своего бизнеса. Изначально мой выбор пал не на сферу финансовых услуг, где мною были наработаны сильные компетенции, а на абсолютно новую для меня область деятельности - создание сети фитнес-студий у нас в Нижневартовске. Бизнес достаточно быстро стал окупаемым, а моя увлеченность данным делом помогла мне окончательно принять решение уйти из работы по найму, так как одновременно совмещать две разноплановые работы, а еще семью и здоровый образ жизни становилось все сложнее. Первые серьёзные сложности в моей предпринимательской деятельности случились в ковидный 2020 год; тогда фитнес-студии были закрыты почти на 9 месяцев. Волна второго ковида ставила под вопрос дальнейшее существование уже всего бизнеса. В то время нам помогли выстоять мои профессиональные навыки по финансам и ценообразованию и частичный перевод деятельности в онлайн (спортивные онлайн программы). Сегодня FitStudioNV успешно продолжает свое развитие уже без моего непосредственного участия, так как управление этим направлением я успешно делегировала другим профессионалам. Мое внимание теперь сконцентрировано на развитии «PROФинанс Первый» и бренда одежды размера plus-size.
- Почему Вы вернулись в сферу финансов?
- Я просто вернулась к своим компетенциям. Финансы – это то, что я умею делать наиболее эффективно, здесь мои hard-skills наиболее прокачены. В 2020 году, после массового ухода бизнеса в онлайн сферу, я тоже увидела возможность своего развития в этом направлении. Мы начали предлагать в дистанционном формате услуги финансовых операционистов, менеджеров, финансовых аналитиков и финдиректоров. Так появился «PROФинанс Первый», который сопровождал клиентов уже не только в их работе в офлайне, но и на маркетплейсах, в электронной коммерции. Мы выстроили бизнес, освоили маркетинговую составляющую и случилась СВО. В этой ситуации очередного вызова и проверки бизнеса на прочность мы увидели новую возможность – развитие на иностранных рынках. Это осознание пришло ко мне после обучения в акселераторе «Экспортеры 2.0» Школы управления в Сколково, которое я прошла по рекомендации руководителя Центра поддержки экспорта Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» Виктора Чебакова. Именно во время этого обучения я познакомилась с компанией из Казахстана, которая и стала нашим первым иностранным клиентом. Потом мы нашли клиентов из Киргизии, Италии, Великобритании, ОАЭ и других стран. Сейчас мы работаем над увеличением нашего экспортного потенциала, рассматривая страны MENA в качестве приоритетных в расширении бизнеса.
- Как в Вашей жизни появился бренд женской одежды?
- Я сама ношу одежду 54 размера. Для женщин размера plus-size не секрет, что найти стильную, качественную, классическую одежду больших размеров у нас в России было всегда достаточно тяжело; особенно если ты живешь не в столице, а, например, в Югре, в Нижневартовске, на краю ХМАО - городе лютых морозов и низкой плотности населения. Ситуация усугубилась после того, как из России, в результате санкционной политики, ушли многие иностранные бренды, которые предлагали хотя бы небольшой выбор качественной одежды по доступной цене. Все мы знаем, что, если не можешь что-то найти – сделай сам. Так появился «Стиль Л» - бренд одежды полностью российского производства, с размерным рядом от 50 до 60, а также с элементами национального колорита Югорских земель, как дань уважения моей малой Родине. Сейчас мы активно продвигаем бренд на российских платформах электронной коммерции. С лета текущего года реализуем продукцию в Белоруси и Казахстане.
- Вы планируете выводить бренд одежды на экспорт в страны дальнего зарубежья?
- Обязательно. Опять-таки во время обучения в Сколково мне посоветовали присмотреться к более отдалённым рынкам сбыта, чем страны СНГ. Мы активно включились в этот процесс, начав с изучения объемов рынков и опыта других компаний. Например, компании «Брусника», российского бренда женской одежды со своим производством, имеющей сеть магазинов за рубежом, в частности, в Дубае и Казахстане.
Потом мы провели полевое исследование производства одежды в Китае, по результатам которого оказалось, что только 200 местных компаний отшивают одежду для полных в сегменте средней ценовой категории. Как вы понимаете, это очень мало для такой большой страны, где естественно тоже живут и полные люди. Сейчас уровень жизни в Китае вырос, спрос на качественный товар только увеличивается, поэтому мы вполне можем быть конкурентноспособным брендом и на этом рынке.
В вопросах дальнейшего развития «PROФинанс Первый» мы тоже рассматриваем возможность присутствия компании в Китае. Еще 40 лет назад эта страна имела слабую, отстающую экономику. Реформы на стыке внедрения двух экономических систем - планово-распределительной и рыночной, с ориентацией на экспорт и привлечение инвестиций, дали свои плоды. Рынок окреп и продолжает активно масштабироваться, поэтому запрос на финансовую грамотность, обучением которой мы занимаемся, имеет устойчивый рост.
- Наталья Николаевна, Вы участник программ «Спикерариум» и «Лига лекторов» Российского общества «Знание», а также наставник Фонда поддержки предпринимательства «Мой бизнес. Югра». Почему Вы решили начать делиться накопленными знаниями и преподавать?
- Моя мама - директор школы. Волею судеб, я сама и мой муж имеем педагогическое образование. Поэтому ген преподавания, наверно, передался мне по наследству.
Если серьёзно, то я хотела бы поблагодарить Российское общество «Знание» за помощь в осуществлении просветительской работы в регионах. Изначально тема популяризации просвещения, образования пришла к нам в ХМАО через бизнес-услугу, как коммерческая деятельность. Это не плохо и не хорошо, так получилось. Государство стало помогать в этом направлении совсем недавно и формат помощи оказался очень результативным; интересным не только для взрослых, но и для детей и молодежи. Мы обязательно должны учить наших людей финансовой грамотности и мой опыт на стыке работы в крупной госкорпорации и индивидуального предпринимательства оказался очень востребованным.
Надо понимать, что мы – жители Нижневартовска, живем на краю Ханты-Мансийского автономного округа. Чтобы добраться от административного центра региона – города Ханты-Мансийска - нам нижневартовцам нужно лететь 2 часа на самолете или ехать 9 часов на машине. Можно сказать, что, находясь в отдалении от центра округа, мы находимся в некотором «информационном» вакууме. Люди часто мыслят только местными реалиями, в рамках границ города, не пытаясь увидеть возможности как личностного развития, так и развития своего бизнеса в других городах и регионах родной страны, не говоря уже о загранице. Разорвать такую «информационную блокаду» помогают именно такие организации как Российское общество «Знание» или Российский Экспортный Центр или «Мой бизнес. Югра». Своими обучающими мероприятиями они дают людям возможность расширить сознание, поверить в себя и свои силы, увидеть перспективы роста и развития в любом направлении на много лет вперед. Они развивают масштаб мышления, на примерах других небольших компаний из других регионов России, добившихся успеха в бизнесе как на территории нашей Родины, так и далеко за ее пределами. А без масштабного мышления просто невозможно вести свой бизнес в долгой перспективе. Помимо обучающей и просветительской деятельности господдержка малого и среднего бизнеса пришла в регионы и в виде реальных действий. Как финансист, считаю основной помощью от государства – снижение рисков за счет целого пакета страховых продуктов и льготных кредитов. Снимая с предпринимателей долю рисков, государство дает им возможность свободнее действовать, испытывая меньше сомнений и страхов.
- В конце ноября в Ханты-Мансийске проходил Югорский экономический форум. Вы принимали в нем участие?
Да, конечно. Такие мероприятия просто нельзя пропускать. Я лично очень благодарна Фонду развития Югры, Российскому Экспортному Центру и Центру поддержки экспорта Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» за организацию и столь эффективное проведение такого уровня мероприятий. На Форуме у меня была уникальная возможность пообщаться как с производителями, так и с представителями креативных индустрий, побывать на круглом столе с экспертами Wildberries, на площадке которого мы активно продвигаем свой бренд одежды. По результатам работы Форума и в совместном обсуждении с Союзом «Торгово-промышленной палатой ХМАО-Югра» возникла идея открыть глобальное производство одежды у нас в регионе, возможно, частично, на базе УФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний). Такая практика имеет многолетнюю историю не только у нас в России, но и зарубежом. В нашем регионе традиционно ощущается нехватка человеческого ресурса из-за суровых погодных условий. Большинство людей работают здесь вахтовым методом на крупных предприятиях, чаще всего нефтегазодобычи, получая большие зарплаты. Но для малого и среднего бизнеса нанимать персонал из других регионов финансово затратно; предпринимателям приходится искать сотрудников только среди местного населения, не исключая найм осужденных.
Еще один внезапный инсайт, который случился со мной в Сколково, связан с циклом изготовления изделия. Раньше наш бренд отшивался в Киргизии. И что же получается. Я шью в Киргизии, а Киргизия покупает синтетическую ткань для моих изделий в Китае, которую делают из нефти, добытой у нас. Это смешно и грустно одновременно, но однозначно очень плачевно для экономики Югры. Но, не будем унывать, будем менять ситуацию к лучшему и строить здесь свое производство ткани из собственных нефтяных остатков с добавлением натурального привозного сырья.
- Какие у Вас планы на будущий год?
- Основная задача – создать команду, найти специалистов на экспортное направление. Главные активы любой компании – это люди, точнее качества сотрудников. К масштабным, амбициозным целям нужно идти рука об руку только с командой единомышленников. Именно ее мы сейчас и набираем. Система не сломается, если стоит на плечах профессионалов, сплоченных одним делом.
Ближайшие цели – выйти с нашим брендом «Стиль Л» на Taobao.com и занять 1% от рынка в сегменте одежды plus-size в странах MENA. Экспортное направление «PROФинанс Первый» тоже в приоритете.
- Ваш совет начинающим экспортерам?
- Просто идти и делать, не ждать подходящего момента. Сейчас время больших скоростей и пока ты оттягиваешь момент старта, бесконечно просчитывая все риски, кто-то уже давно на дистанции и с успехом достигает твоих целей.