«Экспорт находится не в кармане, а в голове…»
12.10.2023
Об особенностях экспорта шерсти мелкого рогатого скота мы беседуем с исполнительным директором компании ООО «Калмык Вул» - Джиргалом Николаевичем Даваевым.
Джиргал Николаевич, добрый день. Компания «Калмык Вул» была зарегистрирована в Республике Калмыкия в 2020 году. Это пандемийный год. Вам не было страшно открывать бизнес в такое непростое время?
- Ждать и выбирать время, когда будут наилучшие условия для открытия компании можно вечно и, поверьте, такого момента не будет никогда. Мы начали свою деятельность три года назад в условиях пандемии, понимая, что это просто первый из многих сложных этапов, которые обязательно будут у нашей компании еще не раз. Нужно было просто через него пройти; получить опыт, а значит стать сильнее, конкурентоспособнее. Наше преимущество было в том, что «Калмык Вул» вошел в группу компаний, которая, к тому моменту уже имела большой опыт экспортной деятельности, работая на территории Ставропольского края. По этой причине ковидные ограничения не так сильно помешали нашему старту. Все-таки, опыт есть опыт. В первый год работы мы уже экспортировали в Уругвай и обсуждали детали поставок и нюансы контракта с Республикой Беларусь. В 2021 году расширили географию экспортных поставок в Китай, Индию, Италию, Польшу, Беларусь. Сейчас мы осваиваем и внутренний рынок, работая с предприятиями, в том числе, и военно-промышленного комплекса.
- То есть изначально «Калмык Вул» — это экспортная компания?
- Да, все верно. Мы единственная в регионе компания в сфере заготовки овечьей шерсти, изначально осуществляющая продажу товара в ближнее и дальнее зарубежье. Вся валютная выручка поступает на счета в банках в республике. На производстве налажен весь технологический процесс: от приемки шерсти, классировки и до подготовки сырья к реализации в соответствии с международными стандартами.
Мы работаем на стыке вотчины Министерства сельского хозяйства РФ, где происходит выращивание шерсти, и Министерства промышленности и торговли РФ, где идет уже глубокая переработка сырья. Поясню. Когда овцеводы выращивают шерсть, они ее просто состригают с овцы и все. Дальше, перед тем как шерсть попадет к компаниям, занимающимся ее глубокой переработкой или работает с уже переработанной шерстью, она должна быть приведена в надлежащее качество, отсортирована в соответствии с длиной и тониной и т.д. Вот этим мы как раз и занимаемся.
Я недавно собрал статистику по продажам компании и выяснил, что в 2021 году подавляющая доля – это экспорт в страны Таможенного союза и дальнего зарубежья. В 2022 году – уже меньше, только половина от общего объема поставок. В текущем году доля экспорта продолжает снижаться, а доля российских клиентов, наоборот растет. Но, я думаю, что этим мы никого не удивим. Сейчас у всех российских компаний такая ситуация. Тем не менее, экспорт у нас никуда не делся; эта составляющая бизнеса всегда будет для нас главенствующей.
Кроме того, существует ряд тонкостей, связанных с современными тенденциями мирового экспорта шерсти в целом. Страны, которые много лет занимаются переработкой руна имеют высокий уровень подготовки сырья к экспорту. Для них это стало возможным благодаря существенной государственной поддержке в виде финансовых вложений в отрасль, и как следствие, благодаря использованию самых передовых технологий. Там, где поддержка государства с точки зрения субсидирования выше, там ниже себестоимость производства, поэтому и цена для иностранного покупателя ниже; в нашем случае для российского предприятия легкой промышленности. Да, российские компании, увы, не спешат покупать шерсть у нас, а пользуются импортным сырьем. Их можно понять; цена ниже, а качество на высоте. Мы сейчас как раз и пытаемся эту ситуацию изменить. Главная задача - победить ценовое неравенство: с нашей стороны - за счет повышения качества итогового продукта, со стороны государства – за счет финансовой поддержки отрасли. Руководитель нашей компании является председателем Комитета по вопросам шерстоперерабатывающей промышленности, производства, реализации продукции из шерстяного волокна и готовых изделий, являющегося структурным подразделением Союзлегпрома (Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности). На этом уровне мы пытаемся привлечь внимание государства к нашему делу, чтобы не только в Калмыкии, а в целом по всей России, в регионы, которые занимаются переработкой шерсти, выделялись средства поддержки на техническое переоснащение, усовершенствование технологий и т.д. Мы ведем работу не только как коммерческое предприятие, но и помогаем общественными начинаниями всей нашей отрасли для того, чтобы в условиях экономических санкций легкая промышленность смогла перестроиться и стать высококонкурентоспособной во всем мире; чтобы мы были не просто экспортерами сырья, а оставляли добавленную стоимость на территории нашего государства. И когда рано или поздно закончится сегодняшняя непростая политическая ситуация в мире, мы будем поставлять более качественное сырье на рынок, готовый товар более глубокой переработки, соответствующий всем мировым стандартам. Это наша главная цель на ближайшее будущее.
- Летом текущего года «Калмык Вул» разместил лоты со своими товарами на Белорусской универсальной товарной бирже. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
- Вообще, многие не знают, но качественная шерсть – это биржевой товар. Думаю, что уже большее количество человек слышали, что лидерами рынка являются Австралия и Новая Зеландия. Сегодня эти страны поставляют на мировой рынок самую топовую шерсть (самую тонкую) а, значит, самую дорогую. Они задают тон качества и устанавливают ценовую планку по всему миру.
В условиях санкций, на пути поиска дополнительных каналов реализации производимой нами продукции на экспорт, мы обратили свое внимание на Белорусскую универсальную товарную биржу. На сегодняшний день более 70 стран уже принимают участие в разных направлениях деятельности данной биржи, как в продажах, так и в приобретении товаров. В наше время все страны разделились на дружественные и не дружественные. Чтобы найти новых покупателей и диверсифицировать риски по поводу выбора стран сбыта продукции «Калмык Вул» расширил свою политику поиска партнеров за счет биржевого механизма. Мы пока только присматриваемся к ценовой политике других стран, изучаем ситуацию, и, надеюсь, что в скором времени совершим первые продажи.
- Какой на Ваш взгляд экспортный потенциал Республики Калмыкия?
- Я как бывший сотрудник Центра поддержки экспорта Республики Калмыкия (структурное подразделение Центра «Мой бизнес») могу сказать, что сейчас республика относится к разряду тех регионов, у которых, по шкале оценки АО «Российского экспортного центра», так скажем, экспортное направление деятельности только формируется. Этому есть несколько причин. Когда предприятие только образовывается у него, в первую очередь, стоит задача охватить самый ближайший рынок сбыта. Обычно это субъект, регион, в котором оно располагается. Дальше идет расширение продаж на сопредельные территории. Когда освоенных рынков сбыта внутри страны уже не хватает, то экспорт становится логичным продолжением развития компании. Еще бывает ситуация, когда компания изначально выпускает экспортно-ориентированный товар для продажи зарубеж. В Калмыкии большинство компаний не пришли к экспортной деятельности, так как пока еще продолжают осваивать российский рынок. Но, есть и другой фактор, сдерживающий экспорт. В Калмыкии основная отрасль экономики — сельское хозяйство, и ключевым его направлением является животноводство, а точнее производство и переработка мяса, в частности изготовление мясных полуфабрикатов. Исторически мясо из Калмыкии – это органический продукт, свободный от всяких добавок, а, значит, имеет небольшой срок годности, хранения. Срок годности менее 180 дней – это большой риск для иностранных покупателей, поэтому калмыцким предприятиям найти партнеров за границей бывает довольно сложно. Но, как я часто люблю говорить – экспорт находится не в кармане, а в голове. Он лежит не сколько в плоскости материальной реализации, сколько в плоскости готовности человека к дальнейшему развитию. Это трудный шаг, на который не каждый сразу готов решиться. На все свое время и опыт. Но, сейчас есть существенная помощь в этом вопросе в лице Центров поддержки экспорта, которые работают во многих регионах России. Они взяли на себя важную роль в развитии положительного образа экспортера, оказывают консультационную поддержку, предоставляют огромный спектр услуг. Со своей стороны я призываю компании любой отрасли, не только текстильной, как можно больше пользоваться государственными мерами поддержки экспорта. Чем больше будет осведомленность в стране о такой поддержке, тем больше компаний поймут, что начинать экспортировать можно было еще вчера. Экспортировать – это не страшно и не больно. Просто требуются усилия и знания. Как говорил Наполеон Бонапарт «сначала надо ввязаться в бой, а там посмотрим». Главное - решится, а все остальные вопросы найдут свои ответы по ходу дела.
-Какие планы у «Калмык Вул» на ближайший год?
- В условиях санкций мы взяли небольшую паузу в экспортном направлении. Есть желание сосредоточится на поиске новых путей развития компании, на ее перестройке. Задумываемся о создании новых продуктов на экспорт. Сегодня наблюдается общемировая тенденция использования в легкой промышленности искусственных материалов, например акрила. Это объясняется дешевизной сырья и более долгим сроком службы. Натуральная шесть становится дорогим товаром, недоступным для многих слоев населения разных стран. Но мы не хотим превращаться в компанию, которая производит товар только для ограниченного количества состоятельных покупателей. Здесь нужен паритет; интересная цена для тех, кто производит шерсть и приемлемая цена итогового товара для покупателя. В цепочке, начиная со стрижки овец и заканчивая продажей шерстяных изделий в магазине, участвуют очень много разных компаний, у каждой из которых свои интересы и стремления к добавочной стоимости, к финансовой выгоде. Без участия государства в роли регулятора процессов здесь не обойтись. Для того, чтобы создать конкурентноспособный продукт на экспорт нужно объединится всем звеньям цепи: тем, кто производит эту шерсть, тем кто подготавливает ее для переработки и тем, кто выпускает уже конечный продукт. Если будет четкая, внятная политика государства, объединяющая усилия и гармонизирующая интересы всех участников процесса, то в ближайшее время мы сможем выйти на новые рынки с новыми высококачественными видами товаров. Сегодняшняя глобальная экспортная пауза – это не регресс, а возможность накопить силы для качественного рывка к новым победам.