Таможня и логистика - как А и Б экспортной деятельности


Таможенное оформление

Опытные экспортеры давно познали на практике: все их экспортные операции являются «лишними хлопотами» и, в определенной степени, «обузой» для таможенных органов. По сути, российские экспортеры из числа малых и средних предприятий ни с какой стороны не интересны для сотрудников таможни. Как правило, таможенники встречают экспортеров чуть усталой снисходительной улыбкой: «Неужели мы чего-то еще экспортируем? Ну-ну.»


Таможенное оформление имеет огромное количество нюансов и подводных камней: от корректного определения ТН ВЭД до правильного таможенного оформления временного вывоза продукции. Разобраться в них по силам только высококвалифицированным специалистам, обладающим необходимыми компетенциями и практическим опытом работы. Цена ошибок в таможенном оформлении экспортной продукции для россиян - очень высока.


Это обстоятельство нужно обязательно иметь в виду при построении эффективной системы таможенного оформления.


Отечественным экспортерам из числа малых и средних предприятий имеет смысл держать в штате экспертов - специалистов таможенного оформления только в случае, если у предприятия есть постоянный поток экспортных поставок. В таких случаях целесообразно не просто брать в штат профессионалов таможенного оформления, но и постоянно вкладывать средства в дополнительно обучение ВЭД и повышение квалификации.


Во всех остальных случаях более оправданным оказывается привлечение сторонних специалистов - таможенных брокеров - для обеспечения профессионального таможенного оформления экспортных грузов.


Логистика


В международной торговле широко используются INCOTERMS (International Commerce Terms) – международные торговые термины и правила, регулирующие ряд наиболее важных вопросов, связанных с организацией доставки товаров до места назначения.


INCOTERMS – это своего рода язык общения логистов всего мира; ежедневный инструментарий экспортеров, без знания которого очень сложно вести диалог с потенциальными покупателями. Вышедшая в 2010 году редакция правил, т. н. INCOTERMS-2010 активно используется в настоящее время.


По состоянию на сегодняшний день  российский рынок логистических услуг перенасыщен, а следовательно при выборе логистической компании экспортеры могут быть разборчивым и требовательным клиентом. Лучше всего ориентироваться на крупных игроков рынка с многолетней историей. Эти компании легко найти среди постоянных участников крупнейших специализированных выставок «Interlogistika», «Склад. Транспорт. Логистика» и многих других.


Крупные иностранные логистические компании также представлены на российском рынке – Federal Express, DHL и UPS. Эти компании пользуются большой популярностью у отечественных экспортеров. Указанные компании предоставляют не только услуги по доставке грузов, но и при необходимости готовы выполнять роль таможенного брокера. Существенный недостаток в работе компаний заключается в том, что эти компании имеют ограничения по весу перевозимых грузов.


Стоит помнить, что не все логистические компании заинтересованы в осуществлении экспортных операций. Многие участники рынка концентрируют свои усилия только на импорте товаров из конкретного региона (например возят грузы из КНР) или работают в пределах СНГ.