Нужна ли бизнесу скорая помощь?

28.11.2017

Если сельский предприниматель не может поехать в город за консультацией, то консультанты едут к нему. Так решили в Министерстве экономического развития Астраханской области и запустили проект «Бизнес-неотложка» специально для предпринимателей из отделенных населенных пунктов. О том, как это работает, рассказала Ляйсан Красовская, начальник отдела развития и государственной поддержки предпринимательства Министерства экономического развития Астраханской области.

- Ляйсан Ильясовна, расскажите о проекте «Бизнес-неотложка». Как и когда он появился? Кому пришла идея?

- Эта идея возникла в прошлом году, придумали мы, в Министерстве экономического развития. Предыстория такая: всегда необходимо дополнительное информирование субъектов предпринимательства о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться. Эти возможности надо расширять, развивать, особенно в отдаленных районах. 


Все знают, что в сельских населенных пунктах у людей меньше доступа к информации, жители там не всегда знают о действующих мерах государственной поддержки, не всегда могут получить консультацию. Вот этот проект – «Бизнес-неотложка» - как раз направлен на создание диалога с предпринимателями, ведущими свою деятельность в сельских населенных пунктах.

Ляйсан Красовская


- То есть, выездной формат обусловлен именно тем, что в регионе много маленьких населенных пунктов, из которых не так просто добраться в Астрахань?

- Да, среди них есть даже за паромные. Есть и те, которые в зимний период вовсе становятся обособленными от административных центров. Все эти населенные пункты мы тоже посетили, чтобы там предприниматели тоже знали о своих возможностях.

Ляйсан Красовская


- Действительно даже в таких вот оторванных от «большой земли» поселках есть бизнес? Какой направленности?

- Есть, и его надо развивать. В основном, это сельское хозяйство: овощеводство, растениеводство, выращивание КРС, торговля.

Ляйсан Красовская


- Выезды бизнес-неотложки происходят исключительно по вашей инициативе или по запросу самих предпринимателей?

- У нас есть определенный график выездов, есть ряд населенных пунктов, соответственно, мы распределяем поездки, собираем информацию по районам: у некоторых, например, полевые работы ведутся в определенный месяц, им неудобно, тогда выбираем для них другой месяц, более удобный. Мы собираем группу специалистов, абсолютно разного профиля, это и представители Министерства экономического развития, и Минсельхоз, и налоговая, и пенсионный фонд, банки, Фонд социального страхования, учреждения, которые занимаются поддержкой предпринимательства и так далее. Всех их мы с собой берем, садимся в микроавтобус с логотипом бизнес-неотложки и выезжаем в населенный пункт.

Ляйсан Красовская


- Состав группы каждый раз меняется?

- Нет, он устоявшийся, потому что, есть определенный набор специалистов, которые всегда нужны бизнесу. Прежде всего, налоговая - если человек занимается бизнесом, у него всегда масса вопросов по этой части -, Минсельхоз, потому что часто, вопросы связаны именно с сельским хозяйством. Инфраструктура господдержки тоже нужна, чтобы проинформировать бизнес о том, какую помощь он может получить.

Ляйсан Красовская


- За время существования проекта сколько было таких выездов?

- Мы проинформировали более 1000 предпринимателей в 48 населенных пунктах.

Ляйсан Красовская


- Есть обратная связь? Вы ее учитываете?

- Мы обязательно анкетируем наших слушателей. Есть форма, которую мы уже по приезду анализируем, и, когда мы приезжаем в следующий раз, а это происходит с определенной периодичностью, мы лучше понимаем потребности и, если необходимо, готовим дополнительную информацию.

Ляйсан Красовская


- Кстати, с какой периодичностью бизнес-неотложка посещает районы?

- Раз в месяц.

Ляйсан Красовская


- А каким образом предприниматели узнают о вашем приезде?

- В этом нам помогает районная администрация, они заранее осуществляют информирование населения о том, что мы приедем. Это объявления в газетах, в магазинах и так далее.

Ляйсан Красовская


- И много ли людей посещает консультации?

- Не буду кривить душой, собираются не так хорошо, как хотелось бы. Поначалу мы столкнулись с недоверием, сомнением, непониманием. Сейчас, когда мы уже объезжаем по второму кругу, стало проще, люди знают о проекте, и, даже после нашего выезда, сами нас находят, звонят, задают вопросы. Для людей очень важно знать, где можно получить информацию. И это одна из задач, которую мы преследуем. Очень много структур, институтов поддержки, много чего делается, но не все предприниматели об этом знают.

Ляйсан Красовская


- Как специалисты, которым вы предложили участие в проекте, отнеслись к этому? Охотно ли они принимают участие?

- Они ездят с удовольствием, они чувствуют свою значимость. Почти у каждой структуры есть свой интерес, например, не все предприниматели знают, какая система налогообложения наиболее оптимальна, в этом налоговая им помогает и свои задачи тоже выполняет. Банки, бесспорно, тоже заинтересованы, они находят себе новых клиентов. Специалистов у нас всегда человек 10-12.

Ляйсан Красовская


- В каком формате вы проводите консультации? Я так понимаю, это похоже на семинары?

- Вот это очень важно. Мы строим беседу не в формате лекции, а в формате личных консультаций. Потому что, когда мы только начали реализацию проекта, мы заметили, что люди иногда не хотят делиться какой-то конфиденциальной информацией при своих соседях. По завершении лекции, когда мы просили задать вопросы, аудитория молчала, а когда мы уже собирались уезжать в другой населенный пункт, люди начинали каждого специалиста уже индивидуально спрашивать. После первого-второго выезда мы поменяли наш формат: с самого начала стали разбиваться на группы и давать индивидуальные консультации. Так, сохраняется конфиденциальность и личное общение.

Ляйсан Красовская


- А почему именно «Бизнес-неотложка»? Есть ассоциации, с одной стороны, со скоростью, с другой - с больницей, получается такой подтекст: бизнес болен?

- Вы правильно говорите, ассоциации верные, мы пережили кризис, и бизнесу в первую очередь тяжело. И надпись на нашем микроавтобусе: «Скорая помощь вашему бизнесу».

Ляйсан Красовская


- Насколько я знаю, проект уникален?

- Да

Ляйсан Красовская


- Может быть есть еще какие-то особенные мероприятия? Поделитесь

- Хотя это и не уникальное событие, но его не все регионы проводят - деловой завтрак с губернатором. Это еще один из форматов неформального общения с властью, чтобы наладить диалог с бизнесом. Многие вопросы действительно решались в рамках таких «завтраков», поэтому мероприятие популярным среди предпринимателей.

Ляйсан Красовская


- Если говорить о планах развития коммуникации с бизнесом на ближайшие несколько лет, дальнейшее развитие проекта «Бизнес-неотложка» в них присутствует?

- Мы считаем, что инструменты информирования нужно со временем корректировать и, при необходимости, менять, поэтому если вдруг мы увидим, что потребность в той же бизнес-неотложке исчерпана, мы возможно как-то изменим ее. Важно не только реализовывать идеи, но и собирать обратную связь и работать с ней.

Ляйсан Красовская


- Ляйсан Ильясовна, благодарю за интересную беседу. Успехов вам!


Беседу вела Анастасия Мякота, корреспондент портала «Экспортеры России»

Подписаться на канал