74% руководителей хотят иметь зарубежный филиал, но не знают, как это сделать

17.05.2017




74% РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОТЯТ ИМЕТЬ ЗАРУБЕЖНЫЙ ФИЛИАЛ, НО НЕ ЗНАЮТ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Пошаговое руководство по открытию зарубежного представительства 

от эксперта и бизнес-тренера по экспорту Анны Трубецкой



За последний месяц многие владельцы и руководители бизнесов (74% от всех поступивших мне предложений), которые стали изучать мой тренинг «Практика успешного экспорта», заинтересовались вопросом рождения нового филиала, но они не знают с чего и как начинать.


Основная проблема не в том, что они не способны открыть филиал, а в том, что у них нет четкой структуры, пошагового руководства. Именно отсутствие системы создания зарубежной филиальной сети и тормозит развитие их бизнесов, они вынуждены сами прокладывать себе дорогу в БОЛЬШОЙ бизнес, опираясь только на свои личные знания и опыт.


Что это за компании? Это те, кто уже продавали товар за границу, но это было разово, хотя рынок являлся интересным для развития.


Те, кого не устраивает цена и принципы работы местных дилеров.


Те, кто хотят найти партнеров за границей на долговременной основе.


И конечно те, чей бизнес основан на B2C продажах или услугах, предполагающих длительное взаимодействие с клиентом: сети магазинов, клиентские сервисы, гарантийное и пост гарантийное обслуживание проданных товаров, развлекательные заведения, то есть направление бизнеса, которое в нашу российскую действительность вошло лет 10 как, успешно развилось и теперь готово осваивать те пространства, где этого нет, или мало развито.


Многие из российских компаний уже открыли филиалы в других странах и успешно бороздят просторы Европы и Азии. Такие российский фирмы, реализующие одежду и обувь как Oggi, Kari, Centro - в Европе, сеть магазинов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» в Киргизии, Молдове, Армении и Казахстане, на территории Китая у сети «Спортмастер» и O’Stin функционируют 26 магазинов. Открывают в Китае свои офлайновые розничные точки и другие российские игроки: «Алмаз-Холдинг» и игроки из сегмента HoReCa, «Додо-Пицца».


Вы скажете: понятное дело, это же крупный бизнес…. Ну а вы чем хуже? Вслед за крупным бизнесом всегда есть дорога для средних и мелких бизнесов: сеть развлечения тому пример. Я в прошлом году работала над стартапом сети квестов в Грузии, США и Европе. Мы исследовали рынки ОАЭ, ЮАР и Бразилии - крупных, дорогих и растущих рынков, и практически не нашли там квестов вообще. Я не говорю про другие страны Латинской Америки и Африки, где сектор развлечений вообще мало развит, даже на уровне кинотеатров и кафе. А сервис доставки, услуговые сервисы и подавно – вроде бы мелкий бизнес, но для него тоже полно места в развитых странах.


По моему наблюдению, активно идет в географическое развитие либо тот, у кого есть угроза выживания на российском рынке, либо те, у кого наоборот все прекрасно и нужны новые рынки сбыта товара, из дефицита или от избытка. Остальные довольствуются тем, что есть в России и не лезут никуда. Например, почему наши строители торговых центров и домов не двигаются за рубеж, хотя есть ресурсы? Потому что и здесь у них все хорошо (пока).


Что подстерегает Россиян на просторах зарубежья? Это не материальные и не людские дефициты ресурсов и даже не всегда языковые проблемы, хотя и это возможно. Почти наверняка при выходе на международный рынок вы столкнетесь с местной конкуренцией, недоверием, непониманием чужого менталитета, сложностями в коммуникации, юридическими и бухгалтерскими проблемами.


Противостоять этому могут выстроенная стратегия выхода на рынок, просчет бизнес-планов с перспективой хотя бы на год, прописанные стандарты работ… Казалось бы пресловутая стандартизация работ, без которой вроде и так хорошо, но это у нас, когда мы все выросли в одной среде и понимаем, что подразумевается под тем или иным процессом. В других странах есть другие понятия, а иногда и полнейшее непонимание – чего вы от них хотите. Поэтому, пока не пропишите и не заставите работать как написано, ничего не заработает так, как надо. А без сплоченной и обученной российской команды, выполняющей функции передачи навыков и жесткого контроля, делу точно грозит риск неудачи. Поэтому запасайтесь такими кадрами заранее.


Что такое выход на международный рынок для руководителя? В зависимости от типа бизнеса это может означать разные вещи. Если это открытие офиса и отдела продаж, руководителю придется на время бросить бизнес в своей стране. В случае с США это 12 часов разницы во времени. Поэтому заранее необходим тот человек, которому вы можете доверить стартап этого проекта с последующим обоснованием его в стране хотя бы на 6 месяцев. Продажи — это «узкое место» каждого пятого стартапа, даже если речь о российском рынке, что и говорить о компетенции в продажах в другой стране. Высокие риски, много времени и сил, большие денежные вложения.


Если под выходом на международный рынок подразумевать развитие франчайзиноговой модели бизнеса отдела продаж, то без открытия собственной точки, так сказать образца в стране развития, это тоже мало у кого получается. Посему см. п. 1.- открытие офиса и отдела продаж.


Третий вариант — виртуальное представительство в стране, только лендинг и таргетированная реклама на страну, без офиса продаж. Этот вариант подходит в основном интернет-магазинам, IT компаниям, всем тем, чей бизнес и так находится в сети. Хотя и для пробы пера и замера интереса в данной стране к вашему товару и услуге пойдет и это на первых порах. Нужно только запустить рекламу в в Google AdWords. Чтобы выбрать страну для выхода, есть несколько инструментов. Similarweb для мониторинга конкурентов, их трафика, примерных ключевиков. Бесплатного тарифа достаточно только для общей картины. Semrush покажет точные ключевики конкурентов и направления, в которых они работают. Google Trends поможет оценить объем целевого рынка: важно понять, в каких странах он не меньше российского.


В какие страны идти? Я в свое время, в 2005 году, начинала с постсоветского пространства – там легче и проще по менталитету, интересны также самые платящие страны: США, Англия, Германия, Франция. Хотя ваши критерии выбора страны могут отличаться по показателям: населения, объем рынка, количество потенциальных партнеров, уровню конверсии в платящих и особенностям культуры.



Зачем открывать филиал/представительство за рубежом?

  1. Умножение доходов. Успех масштабирования зависит от наличия успешной бизнес-модели, работающей в России, если сработало один раз, значит есть возможность успеха и в будущем. Необходимо только найти похожий по развитию рынок.

  2. Дополнительный канал продаж и рекламы. Филиалы являются дополнительным источником привлечения клиентов, поэтому, чем у вас больше офисов, тем соответственно выше процент входящих обращений.

  3. Ответственность за свое развитие. Вы можете не только управлять своими филиалами самостоятельно, но еще и начать продавать их своим партнерам. Таким образом, открывая и тут же подавая один филиал за другим, вы выстраивается сеть, где с вами работают только партнеры, которым не безразлично, какую прибыль приносят ваши представительства.

  4. Увеличение контроля за сбытом товара. Одной из составляющих успеха – гибкость и быстрота реакции на растущий спрос – имея широкую линейку товаров / услуг, вы сами сможете повышать, понижать стоимость на сегменты товаров. Расширять/сужать ассортимент, а также вводить инновационные товары/услуги, необходимые этому рынку.
    Также это позволит контролировать сохранность товара. Уберечь от краж на таможне и складах.

  5. Контроль расходов = экономия затрат. При бережном расходовании и контроле вводимых средств на растаможку товара, развитие филиала и налоги произойдет уменьшение затрат, по сравнению с тем, если бы делали это на аутсорсе.

  6. Обеспечение прямого выхода к поставщикам и клиентам. Работа без посредников всегда выгоднее и честнее, позволяет выстраивать свои цены. Налаженные личные связи не только с партнерами по бизнесу, но и с влиятельными людьми в стране помогут быстрее развить бизнес.

  7. Контроль эффективности персонала. Возможность влиять на развитие бизнеса. Управление своим персоналом дает неограниченные возможности захвата ранка, в зависимости от Ваших амбиций и стратегии, дает реальную картину по реализации планов, а не ту, что может выдать вам дистрибьютор/дилер.



Что необходимо сделать, чтобы открыть филиал?

  1. Подробно прописать Вашу бизнес-систему.

  2. Выбрать территорию, на которой будет располагаться филиал.

  3. Составить и расписать пошаговый план запуска представительства.

  4. Перенастроить веб-сайт компании, встроив новый функционал, предусматривающий работу в различных регионах. Структура сайта и местная интернет-реклама должны работать на продвижение филиала.

  5. Выделить человека, который будет заниматься развитием сети. Необходимо обязательно мотивировать его на качественную работу. Так Вам будет гораздо проще открыть представительство в регионе.

  6. Совершить первый выезд на место работы филиала для осмотра территории и определения формата работы офиса.

  7. Формализовать требования к выбору места. Требуется оценить, является ли это место проходным и насколько оно близко расположено к крупному градообразующему предприятию.

  8. Определить форматы торговых точек.

  9. Оформить грамотно с юридической точки зрения все необходимые документы. Этот пункт является обязательным, потому что, не учтя все юридические «тонкости», Вы не сможете открыть представительство за рубежом.

  10. Совершить второй выезд на место и подобрать человека на должность руководителя филиала. Лучше всего проводить первоначальный отбор из 5-6 человек. Руководить сетью и филиалом обязательно должны два разных человека. Кроме того, у руководителя представительства должен быть еще и личный помощник. Необходимо предусмотреть тот факт, что торговая точка, где работает и руководит один и тот же человек, очень быстро разваливается, так как он не может сам себя контролировать.

  11. Решить вопросы с оборудованием, составив список всего, что необходимо для работы филиала.

  12. Найти и обучить персонал. При этом надо быть готовым к тому, что половина людей в дальнейшем уйдет.

  13. Запустить рекламную кампанию для филиала (местные СМИ, интернет-реклама).

  14. Наладить контроль филиала и его отчетность.

  15. Создать отдел развития сети, который будет заниматься открытием новых филиалов в регионах.


Что неужели это трудно? – Не труднее чем то, что Вы сейчас делаете в России, просто перекладываете свой опыт, налаженные бизнес процессы на новую страну, с учетом ее культурных особенностей, менталитету ваших работников и клиентов и все!


Потрудившись всего однажды над созданием своих стандартов работы, продумав все действия по шагам процесса экспортного цикла вы на несколько лет ( до следующей модернизации бизнеса) снимаете с себя головную боль описывания новых регламентов и все остальное время стараетесь их придерживаться, Вам все легче контролировать персонал и все быстрее адаптироваться к новым странам или регионам. Адаптация регламентов будет нужна только в практической части по мере введения новшеств или по мере нахождения несоответствий первичному замыслу. Я считаю, что это вполне реально. Дерзайте!



анна трубецкая.jpg


Анна Трубецкая


Эксперт и бизнес-тренер по экспорту


www.treningproexport.ru