Елена Сиятовская: «Мы не делаем ограничений ни по размерам компании, ни по видам деятельности»

05.12.2016




Елена Сиятовская: «Мы не делаем ограничений ни по размерам компании, ни по видам деятельности»




Свердловская область известна прежде всего крупными промышленными комплексами, но и небольшие компании региона уже активно работают с зарубежными странами. О том, какие направления экспорта уже освоены свердловскими предприятиями, и переходе от решения конкретных задач экспортеров к проектной организации внешнеэкономической деятельности рассказывает руководитель департамента международной деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Елена Сиятовская



руководитель департамента международной деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Елена Сиятовская.png

Экспортеры России: Елена Федоровна, ваш регион как никакой другой знаменит своим промышленным потенциалом. Какие меры содействия внешнеэкономической деятельности существуют для производственных компаний? И как поддерживают небольшие экспортно-ориентированные предприятия (МСП)?


Елена Сиятовская: Мы не делаем ограничений ни по размерам компании, ни по видам деятельности, если только это не бизнес-миссия или выставка, в которых профиль участника должен соответствовать мероприятию.


Набор услуг в основной своей части стандартный, как и у большинства других центров: бизнес-миссии, выставки, консультации по ВЭД, обучение, перевод сайтов и подготовка презентационных материалов, поиск партнеров, биржи контактов. Но есть услуги, в которых опыт нашей области является передовым – содействие в патентовании и международной сертификации.



Э.Р.: В решении каких вопросов/задач в рамках внешнеторговой деятельности компаниям чаще всего необходима помощь?


Е.С.: На мой взгляд, основная потребность предпринимателей в поиске новых клиентов и продвижении своего предложения, у начинающих экспортеров есть сложности с определением целевых внешних рынков, работе с информацией и доступным инструментарием, призванным облегчить доступ на новый рынок. Компании не знают, где взять информацию о рынке, требований к продукту, какие организации чем им могут помочь.



Э.Р.: Какова в целом структура экспорта МСП из региона?


Е.С.: МСП копирует структуру экспорта всего региона, это - традиционно металлы и изделия из металла, машины и оборудование, химическая продукция. В товарные группы на экспорт кроме этих позиций в нашей области попадают древесина и изделия из нее, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов; керамические изделия; стекло и изделия из него, кожа, меха, легкая промышленность, минералы, нефть и нефтепродукты, продукция пищевой промышленности, пластмассы и изделия из них, продукция целлюлозно-бумажной промышленности.



Э.Р.: Какие мероприятия (бизнес-миссии, b2b-встречи, прием иностранных делегаций) были организованы в 2016 году?


Е.С.: В 2016 центр организовал 11 миссий для 49 предприятий, 19 компаний приняло участие в 7 международных выставках, где центр организовал индивидуальные и коллективные стенды.


11 бизнес-миссий.png


В 2017 году частота обращения в центр увеличилась почти в полтора раза. За период с начала года и на текущий момент центр помог 22 компаниям заключить 28 контрактов экспортных поставок в страны: Азербайджан, Казахстан, Румыния, Германия, Китай, Великобритания, Узбекистан, Албания, и другие, по 24 из них уже состоялись отгрузки. 12 из указанных контрактов были заключены по результатам участия в бизнес-миссиях и выставках. Объем всех экспортных контрактов в стоимостном выражении, реализуемых при содействии центра составил в 2016 году чуть менее 33 млн. долл. США



Э.Р.: Какие международные мероприятия планируются в 2017 году?


Е.С.: Планируем провести не меньше 10 бизнес-миссий и участие примерно в 7 международных выставках. В разработке сейчас выездные мероприятия в Германию, Китай, Турцию, Азербайджан с промышленной, медицинской, ИТ и транспортной тематикой.



Э.Р.: В Екатеринбурге в этом году проводился конкурс «Лучший экспортер 2016». Будет ли продолжена традиция?


Е.С.: Традицию проведения конкурса в 2017 однозначно продолжим. Конкурс и его итоги широко освещаются в СМИ Свердловской области. Подведение итогов конкурса проводится с участием первых лиц области и бизнеса региона. Это помогает нам в популяризации экспорта в целом. Получение статуса Лучшего экспортера года для компании и общественное признание, и значимое достижение, которое ценится в бизнес-кругах.


Будем думать также, как еще усовершенствовать критерии отбора победителей и поощрить компании, которые наиболее активны и успешны в деле освоения новых географических и иных рынков. Также модернизируем форму подачи заявки для экономии времени наших заявителей – экспортеров и привлечения к конкурсу большего круга компаний.



Э.Р.: Расскажите об интересных экспортерах (большая география поставок, интересный продукт и т.д.)?


Е.С.: Это – самый сложный вопрос. Потому что экспортеров в малом бизнесе у нас много (по данным 2015 года 536 СМСП), и экспортируемая продукция – самая разнообразная. Пожалуй, расскажу о компаниях, претендующих на звание лучшего экспортера 2016. Вот, к примеру, Иридиум мобайл, наш разработчик приложений из Нижнего Тагила, вовремя подхватил модный тренд "Интернет вещей" и создал пульт управления для 20 домашних устройств - операционную систему управления Умным домом. Их программное обеспечение, которое умеет управлять разными системами автоматизации и оборудованием, успешно продается в 2016 году в 67 странах мира. Компания четко определила в качестве основных инструментов продвижения: выставки, конференции и онлайн продвижение и фокусирует свои силы в этих направлениях.


Или вот предприятие по монтажу и наладке радиационной техники Квант, которое поставляет радиационную технику (контейнеры, оборудование для перевозки и хранения радиоактивных источников и пр.) в Казахстан, Белоруссию, Иран, Буркина–Фасо и Польшу. Качество предоставляемых услуг подтверждается отсутствием аварийных и чрезвычайных происшествий за весь 40-летний  период работы, учитывая специфику услуг компании.


А вот пример экспортного проекта научно – инновационной фирмы Свой Дом, который выиграл в 2016 году национальную премию «Бизнес-Успех» в номинации «Лучший экспортный проект». Они разработали нестандартное оборудование и компоненты для производства легкого DELTA – БЕТОНА, характеристики которого во много раз превосходят подобные материалы, такие как пенобетон, газобетон автоклавного твердения. По многим характеристикам DELTA – БЕТОН не имеет аналогов, например, морозостойкость более 200 циклов. Особое значение имеет технология восстановление несущей способности разрушенного фасадного камня, не имеющая аналогов в мире. Компания коммерциализовала свою разработку в Болгарии, Доминиканской Республике, Украине, Казахстане, сейчас проводит переговоры на поставку в Малайзию, Италию, Черногорию, Иран и Сирию.



Э.Р.: Какие страны являются основными направлениями экспорта Свердловской области?


Е.С.: Основные направления экспорта, где количество во экспортеров превышает 15, в 2015 году составили такие страны, как Армения, Киргизия, Азербайджан, Украина, Туркмения, Таджикистан, Германия, Китай, Монголия, Молдова, Литва, Латвия, Чешская Республика.


Направления экспорта свердловской области.png


Данные, конечно, не учитывают сегмента услуг, а также данных экспорта в давние экономические партнеры региона Казахстан и Беларусь.



Э.Р.: Какие рынки являются перспективными для экспортеров области?


Е.С.: На этот вопрос есть великий соблазн ответить, как иногда «скромно» указывают наши начинающие экспортеры, составляя заявку на участие в бизнес-миссии, в графе профиль потенциального партнера: «компании различных отраслей, которых заинтересует наша продукция». Ну а если серьезно, то, считаю, что перспективность рынка, если нет непреодолимых в текущий момент ограничений в виде санкций и т.п., может оценить только сам экспортер, рассчитывая свои силы, ресурсы и зная досконально свой продукт. Наша задача как центра поддержки экспорта помочь предпринимателю с получением необходимой информации.



Э.Р.: Какова долгосрочная стратегия поддержки экспорта в регионе?


Е.С.: Одним из ключевых этапов реализации стратегии поддержки экспорта в нашем центре является встраивание в существующие рабочие процессы и функции проектной работы. Это, помимо отлаженного и эффективного механизма выполнения рутинных функций центра, потребует значительного повышения уровня компетенции работников центра до уровня проектных специалистов, которые могут вести экспортный проект на протяжении всего цикла: от разработки стратегии экспорта и выбора рынка, в подборе потенциальных покупателей и подготовке товара к соблюдению требований рынка и экспорту, до сопровождения переговоров, просчета логистики и далее до заключения внешнеторгового контракта.




Подписаться на канал