В Пскове создали лучшую систему экспорта знаний 25.12.2017

Марина Махотаева: «…За 6 лет количество иностранных студентов увеличилось в 30 раз» 

Образование тоже может быть экспортоориентированным бизнесом, главное – выстроить грамотную систему и следить за качеством услуг. Такого мнения придерживаются в Псковском государственном университете и активно работают над развитием направления международной деятельности. Сегодня в ПсковГУ самая эффективная система экспорта обучения в стране, здесь учится почти 1300 иностранных студентов из 45 государств. Как удалось достичь таких результатов, мы спросили у Марины Махотаевой, проректора по учебной работе и международной деятельности ПсковГУ.

- Марина Юрьевна, расскажите об университете, что его характеризует?

- Наш университет образовался 6 лет назад путем слияния 5 учебных заведений, ведущих в нашей области высших учебных заведения: педагогический университет и политехнический институт, 3 колледжа, один из которых находится в городе Великие Луки, на его базе сейчас успешно функционирует наш филиал. Объединив такие разные учебные заведения, мы образовали классический университет, который сейчас на 90% обеспечивает потребности региона в подготовке кадров. У нас и раньше был довольно широкий спектр программ, но с тех пор, как мы объединились, добавились еще 60 программ. У нас есть технические специальности, педагогические, социально-экономические, естественно-научные, гуманитарные, а 5 лет назад на базе нашего университета открылась первая медицинская программа. Наверное, кроме военных специальностей, у нас есть все, это нас выгодно отличает от каких-то специализированных вузов.

Марина Махотаева


- То есть, явной специализации на какой-то конкретной профессии нет?

- Да, у нас достаточно равномерно распределены программы. 10 факультетов в Пскове, один факультет в Великих Луках, мы реализуем все уровни программ высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура. Вообще, у нас 150 программ высшего образования и 17 -среднего профессионального образования, это если говорить про основные программы. Кроме того, есть программы дополнительного образования, у них тоже широкий спектр, это примерно 100 учебных программ.

Марина Махотаева


- В среднем, сколько студентов обучается в университете?

- Порядка 10,5 тысяч студентов - по основным образовательным программам и порядка 4,5 тысяч - по программам дополнительного образования. То есть, около 15 тысяч потребителей наших образовательных услуг. И у нас полторы тысячи сотрудников, которые обеспечивают реализацию образовательных программ.

Марина Махотаева


- Наверное, у вас большой конкурс на бюджет?

- По-разному, самый большой конкурс традиционно на лингвистику, там до 20 человек на место, а на технические программы – 1,5 человека. У нас вообще порядка 1000 бюджетных мест, а поступают около 3000 человек.

Марина Махотаева


- Марина Юрьевна, расскажите про экспорт образовательных услуг. Что под этим понимается? И как выстроена система экспорта в вашем университете?

- Не так давно на всероссийском совещании вузов «По работе с иностранными студентами», которое у нас проходило, я заявила о том, что создана система работы с иностранными студентами, базируется она, конечно же, на экспорте. Обучение иностранных студентов – это ни что иное как экспорт образовательных услуг. Когда мы только объединились, у нас училось порядка 40 иностранцев на все учебные заведения, за 6 лет количество иностранных студентов увеличилось в 30 раз, то есть, сейчас у нас более 1300 иностранных студентов из 45 стран мира. Все они обучаются на разной базе.   

Есть те, кто приезжает как соотечественники, например, граждане СНГ, в том числе этнические русские, которые признают себя соотечественниками и поступают на общих условиях с российскими гражданами в наши вузы. Таких у нас достаточно много, хотя это меньшая часть иностранных студентов.  

 Есть студенты, которые приехали к нам по квоте министерства образования и науки: ежегодно вместе с МИДом, Россотрудничеством проводится национальный конкурс, выделяются квоты на бюджетные места, 15 тысяч стипендий: сначала студентов отбирают, а потом студенты выбирают вуз, потом мы выбираем студентов, которые подходят для нашего вуза и попадают к нам по направлению от министерства образования и наук, такие тоже у нас обучаются.   

Ну и третья группа, она самая большая, это непосредственно экспорт. Это контрактные студенты, которые приезжают к нам получать образование. Сейчас министерство говорит о том, что надо четко разделять тех студентов, которые могут связать свою судьбу с Российской Федерацией, которые, например, будут участвовать в программах переселения, и чистый экспорт – оказание услуг и зарабатывание денег. Если в первом случае могут быть какие-то политические моменты, то во втором – только экономика. То есть, иностранцы приезжают, мы обучаем, они платят деньги, потом возвращаются к себе и делают успешную карьеру. Таких у нас более 50%.  

 Что касается системы, то она включает в себя этап рекрутинга, то есть, мы проводим рекламную компанию, определяем страны, количество студентов из этих стран, определяем систему, по которой они поступают, сюда же включается система приема, у нас разработана дистанционная система приема документов, абитуриенты могут подавать документы заранее. Потом, когда студенты уже поступают, то в ход идет наша система адаптации, она уже отработана, мы изучали опыт успешных европейских университетов, помог наш опыт сотрудничества с университетом во Франкфурте-на-Одере, кстати, самый интернациональный университет в Германии. Представьте, студент уезжает из родной страны, идет смена климата, языка, культуры, он разлучается с друзьями, с семьей - это очень тяжело. Вот система адаптации призвана интегрировать студента в учебную жизнь, сделать его пребывание здесь комфортным, чтобы он тут же не уехал обратно. У нас выстроена система учебной работы, то есть, поддержки иностранных студентов, обучение языку, предусматривающее целый ряд мероприятий. Ну и последнее - система внеучебной работы, в рамках которой мы стараемся задействовать иностранных студентов на различных мероприятиях (кстати, их активность обычно выше чем у российских студентов) организовываем их практику и др.

Марина Махотаева


- Приведите несколько примеров таких мероприятий.

- Мы проводим Форум иностранных студентов, День родного языка, дни национальной культуры, вот в пятницу у нас был День национальной культуры Индии, очень самобытно, уникально и др. Если Туркмения, Таджикистан, Латвия, Украина, Молдова – это все уже мы знаем более-менее, то страны Африки, Европы – это всегда особенно интересно. В этом году у нас болгарские студенты очень активные были, на Вечере национальных культур они танцевали, мне самой очень понравилось. В этом году добавились новые страны: Дания, Парагвай, в принципе, у нас все континенты представлены, кроме Австралии.

Марина Махотаева


- Наверное, больше всего студентов из СНГ?

- Да, это приоритетное направление, конечно.

Марина Махотаева


- И они, как правило, русскоговорящие?

- Не все. Например, студенты из Туркмении не изучают русский язык в школе, а самостоятельно готовятся к поступлению в российские вузы. Они учатся у нас на подготовительном отделении, изучают русский язык. И студенты из Таджикистана тоже нуждаются в дополнительных занятиях по русскому языку. Мы организовываем разные занятия, потому что бывает так: экзамен сдают, а говорят плохо, надо, чтобы языковые навыки совершенствовали.

Марина Махотаева


- Марина Юрьевна, что привлекает иностранных студентов именно в вашем вузе? Какое у вас конкурентное преимущество перед другими вузами-экспортерами, например, московскими?

- Мы считаем, что у нас очень удачное сочетание цены – качества. Мы, когда проводим рекрутинг, всегда об этом говорим. Уровень жизни в Москве гораздо выше, и надо больше денег, чтобы жить там, а у нас безопасно, хорошая экология, комфортные условия проживания. У нас красивый город, небольшой, экологичный и приятный, есть на что посмотреть, очень удобное расположение: наши студенты могут выезжать в страны Европейского Союза, мы в 50 км от границы шенгенской зоны.  

У нас хорошая система адаптации, кроме того, богатая внеучебная жизнь, часто бывает так, что приезжают сестры и братья наших студентов, потому что им нравится, интересно.  

Также есть система тьюторов, которая помогает на первом этапе. Тьюторы -это старшекурсники, тоже иностранные студенты, которые сами все это прошли. На мой взгляд, создана такая система, которая выгодно нас отличает. Когда мы ее презентовали на всероссийском совещании, многие вузы говорили, что они так не работают, они были очень рады, что мы поделились своим опытом, и до сих пор нам часто задают вопросы про международную деятельность. Я думаю, что пора организовывать курсы повышения квалификации для них, делиться опытом работы. 

Кроме того, мы сейчас работаем расширением базы практик, чтобы иностранные студенты могли пройти практику не только в Псковской области, но и за рубежом, заключаем договоры с иностранными вузами и компаниями. Еще у нас свой центр тестирования РКИ (русского как иностранного), мы получили право тестировать не только мигрантов, но и тестировать на знание языка для обучения. Мы вошли в число 15 вузов, которые обладают этим правом. У нас очень сильная школа РКИ, и мы предлагаем очень широкие возможности обучения русскому языку нашим студентам. 

В этом году представители университета вошли в состав экспертов приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» по трем из 13 направлений: международная сертификация и аккредитация, программа дополнительного образования для иностранных обучающихся и создание благоприятной среды. Так мы, совместно с экспертами других вузов, определяем контрольные точки по повышению привлекательности российского образования, по улучшению условий, по повышению узнаваемости бренда российского образования и по расширению экспорта образовательных услуг. Основная задача Министерства образования и науки - сделать так, чтобы к 2025 году в государстве в 5 раз увеличился доход от экспорта образовательных услуг. Я считаю, что тот опыт, который у нас накоплен, мы можем распространять и на другие вузы, которые не знают, с чего начать.

Марина Махотаева


- Как же вам удалось достигнуть таких результатов в экспорте? Объединились 5 учебных заведений, а поток иностранных студентов увеличился в 30 раз…

- Мы провели интернационализацию университета, которая проходила поэтапно и включала внедрение системы планирования и мониторинга международной деятельности факультетов, внедрение системы мотивирования работников к более активному участию в международной деятельности, реализацию программ повышения квалификации, введение должности заместителей деканов по международной деятельности, формирование системы коммуникаций и др. В качестве примера можно было бы привести введенную в университете систему рейтингов факультетов по международной деятельности. У нас много программ мобильности, и у тех факультетов, у которых лучшие показатели мобильности, фонды мобильности больше, то есть, они могут больше выезжать за рубеж, участвовать международных в конференциях, студенческих программах - это мотивирует.

Марина Махотаева


- Вы упомянули экспортоориентированные программы обучения, они же имеют характерные отличия? Приведите пример такой программы.

- Например, у нас программа магистратуры полностью на английском языке «Международный бизнес– Бизнес в регионе Балтийского моря», чистый пример экспортной программы. Тут же учатся и наши студенты, которым это интересно. А в этом году мы планируем реализовать несколько новых программ педагогического направления, и там учится целая группа иностранных студентов, русских вообще нет, в основном - граждане Туркменистана, они изучают русский язык, чтобы потом вернуться к себе и работать учителями, потому что есть спрос. Еще есть ряд программ медицинского профиля, где обучаются индийские граждане.

Марина Махотаева


- Есть ли какие-то уникальные программы обучения?

- Доп. образование. Здесь очень широкий спектр, и мы этим пользуемся, у нас много языковых программ, профессиональных. И программы мобильности тоже уникальны. У нас до 90 партнеров из 24 стран, с которыми налажен обмен либо по семестровым, либо по краткосрочным программам, но это реже. Иностранные студенты приезжают к нам, выбирают себе курсы, которые будут изучать. То есть, мы в период обучения предлагаем пройти обучение еще где-то, и это бесплатно, это на условиях обмена с нашими партнерами. Мы им сделали уникальные программы: там и русский язык, и экономика, то есть, то, что они просили. И студенты с Таджикистана приехали, тоже межфакультетские курсы взяли: и таможенное дело, и экономика, и еще чего-то. У нас и студенты из Европейских стран и США. Как раз это те, кто обучается по индивидуальным учебным планам по обмену. Вот думаем, как к следующему году все заявки удовлетворить, потому что мест в общежитии ограниченное количество...

Марина Махотаева


- Марина Юрьевна, нехватка общежитий, это, наверняка, не единственная преграда на пути к реализации международных проектов? Расскажите, с какими барьерами приходится сталкиваться.

- Конечно это загруженность наших преподавателей: у нас большее количество часов на ставку, понятно, что времени на научную работу остается меньше, и совсем мало остается на международную деятельность, поэтому надо иметь сильное желание чтобы заниматься ею. Стараемся работать с преподавательским составом: мотивировать их работать в этом направлении. 

Второй момент – недостаточный уровень языковой подготовки. Несмотря на то, что вроде язык учим, начиная со школы, что-то забывается, поэтому мы, конечно, проводим повышение квалификации преподавателей и по языку, и по работе иностранными студентами. Хотелось бы, чтобы больше людей знали языки, тогда шире возможности для сотрудничества. 

Еще один недостаток - нет специально подготовленных проектных менеджеров. Чтобы участвовать в проектах, надо писать заявки, которые помогали бы участвовать в финансировании, для этого нужны особые компетенции. Мы тоже проводили обучение проектных менеджеров, но я не могу сказать, что у нас эта работа так здорово поставлена, как экспорт образования.

Марина Махотаева


- У вас на сайте есть информация про европейские приложения к дипломам, все ли их получают? И какие преимущества это дает?

- На самом деле, это по желанию, то есть, те студенты, которые после окончания нашего университета планируют продолжить обучение в Европе, либо найти там работу, обращаются за европейской формой диплома. Это своего рода признание нашего диплома в европейских странах, он сделан по форме, которая утверждена, понятна, прозрачна для тех, кто будет смотреть диплом. Наш диплом неинформативен для европейских стран, они не понимают, что могут студенты по завершении российского вуза. Для того, чтобы студентам вписаться в профессиональную среду, существует такое приложение. У нас порядка 30 таких приложений заказывают ежегодно.

Марина Махотаева


- Поделитесь историями успеха ваших «экспортных» студентов. Есть же выпускники, которыми вы особо гордитесь?

- На самом деле, прошло только 6 лет как мы начали этим заниматься, у нас еще не было массовых выпусков. Хотя, конечно, можно привести примеры. Мы получили благодарственные письма из Таджикистана, там наши выпускники работают преподавателями, они - пример для коллег, поразили там всех авторскими методики обучения. Студент из Латвии у нас закончил бакалавриат и магистратуру, сейчас учится в Бирмингемском университете. Еще у нас гражданин Вьетнама учился, а сейчас занимает высокую должность в национальном банке. В общем-то, если повспоминать, то много интересных историй наберется. Сейчас мы уже, конечно, будем отслеживать это, у нас даже ассоциация выпускников создана.

Марина Махотаева


- Марина Юрьевна, какие у вас планы по развитию направления международной деятельности?

- Конечно планируем продолжать и развивать экспортную деятельность. Как я уже сказала, мы подали заявку на вхождение в Консорциум вузов-экспортеров. Будем увеличивать количество общежитий, нам губернатор поспособствовал, чтобы министерство образования выкупило недостроенную гостиницу, и мы сейчас должны к Ганзейским дням, которые в 2019 году будут проходить в Пскове, достроить эту гостиницу. Это будет общежитие, гостиница для преподавателей, для приезжих профессоров. Но все равно этого недостаточно, чтобы выполнить показатели. Сейчас мы, в рамках проекта «Благоприятная среда», отвечаем за мероприятие, в рамках которого рассмотрим схему взаимодействия с застройщиками и риелторами по созданию условий проживания. По мнению коллег из других вузов, нехватка мест в общежитиях - это основной сдерживающий барьер для выполнения показателей экспорта, нужно разрабатывать финансовые модели. 

Мы сейчас претендуем на вхождение в Консорциум вузов–экспортеров высшего образования*. Университетом подготовлена и подана проектная заявка. Ждем результаты конкурсного отбора. 

Конечно, будем продолжать мероприятия, которые делали, теперь хотим выйти не только на университетский, а уже на региональный уровень, плюс - привлечь вузы других субъектов. У нас в прошлом году в университете был конкурс Worldvision, альтернатива Евровидению. У нас 22 страны представили свои песни, я такого праздника, честно говоря, не видела прежде, это так трогательно и эмоционально… Приехали коллеги из северо-западных вузов и сказали: «Это надо транслировать. Давайте дальше делиться опытом». Конечно, будем продолжать День национальных культур, День родного языка, эти мероприятия стоят у нас в плане. 

Хотим изучить финский опыт по работе с застройщиками, потому что у них целыми кампусами управляют частные компании и строят тоже компании. По этой теме сделаем семинар, пригласим инвесторов потенциальных, вузы, администрацию. Хотим в марте провести совещание по подведению итогов 2017 года и планов по дальнейшей реализации проектов, тоже пригласить северо-западные университеты. И, конечно, планируем диверсифицировать экспорт за счет развития онлайн образования, за счет программ дополнительного обучения и так далее. То есть, более активно работать на зарубежных рынках.

Марина Махотаева


* Создается в рамках приоритетного проекта Минобрнауки "Экспорт образования". Проект реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года. В его рамках предстоит усовершенствовать нормативную базу, которая регулирует прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.


- Пока дистанционного обучения как такового нет?

- В чистом виде - пока нет, к сожалению, но в этом году мы очень серьезно задумались о создании программ, которые, в первую очередь, предназначены для заочной формы обучения. Понятно, что в межсессионный период студенты-заочники используют материалы, консультации преподавателей, то есть, дистанционные элементы есть. Но в следующем году, думаю, мы запустим уже полноценные дистанционные курсы.

Марина Махотаева


- Вы упоминали про рейтинг немецких вузов, есть же что-то подобное и в России, какое место занимает ваш университет?

- Да. В национальном рейтинге университетов, по интернационализации мы еще три – четыре года назад были 191 месте, а в этом году уже на 45, потому что у нас действительно есть система, и мы смотрим на эти результаты и понимаем - все не зря, потому что сил, конечно, работа требует много. 

В прошлом году мы проводили международную секцию, на которой были наши обменники. Меня поразили слова одной девушки из Финляндии, она со слезами на глазах сказала: «Я такой интернациональный университет вижу впервые, у меня столько друзей здесь из разных стран», - и я вдруг сама осознала, что здесь действительно можно получить информацию о стольких странах, пообщаться с жителями Аргентины, Бразилии, Парагвая, Эквадора - таких экзотических, в которых, не знаешь, побываешь ли когда-нибудь. То есть, наша международная деятельность позволяет не только иностранцам учиться, но и нам обогатиться знаниями о мире.

Марина Махотаева


Беседу вела Анастасия Мякота, корреспондент портала «Экспортеры России»