Современные каналы экспортных продаж


Одна из первых задач, которая встает перед компанией-экспортером при выходе на международные рынки, - это попадание в поле зрения потенциального заказчика и его мотивация к началу сотрудничества.

Традиционными инструментами продвижения и продаж продукции на внешних рынках, привычными и знакомыми отечественным производителям, являются:

- участие в специализированных выставках;
- реклама в отраслевых изданиях;
- размещение информации о предприятии в различных справочниках и каталогах;
- построение сети дилеров и представителей;
- поиск зарубежных партнеров через российские и зарубежные торговые представительства, торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации.

Эти каналы существуют и действуют не один десяток лет.

Однако время не стоит на месте. С учетом распространения и глобального охвата сети Интернета было бы неразумно не воспользоваться теми громадными возможностями, которые появились в последние 10 лет. Интернет давно уже стал одним из основных каналов привлечения новых заказчиков и клиентов. Можно назвать по меньшей мере два важных преимущества использования Сети для экспортеров: минимальные затраты и точный таргетинг целевой аудитории, как по региональной принадлежности, так и по отраслевой специализации. Благодаря возможностям Интернета привычный инструментарий продвижения приобрел новые, эффективные формы.

Электронные торговые площадки – ресурсы, через которые сегодня идет значительная часть международной торговли малого и среднего бизнеса.  Крупных торговых площадок сейчас насчитывается около тридцати. В их числе – Alibaba, GlobalTrade, EC 21, TOBOC, HKTDC, GlobalSources и др.


Виртуальные выставки, как и традиционные, являются весьма действенным способом повысить узнаваемость компании и обрести новых заказчиков и деловых партнеров. У виртуальных выставок есть свои неоспоримые плюсы. Во-первых, они не требуют высоких организационных и материальных затрат. Во-вторых, очевидным преимуществом виртуальных выставок является то, что они работают постоянно, 365 дней в году и 24 часа в сутки. Примером такого международного ресурса является Direct Industry – известная виртуальная выставка промышленного оборудования. Кроме того, практически в каждой сфере деятельности и отрасли промышленности существуют специализированные выставки и online-каталоги. Некоторые такие площадки поддерживаются ведущими отраслевыми СМИ и обозначаются как “Buyers Guide”. Как показывает практика, участие компании в работе виртуальных выставок и размещение информации в online-каталогах в значительной мере способствуют увеличению запросов и объемов экспорта.

Поисковые B2B-системы (В2В-базы данных) также существенно повышают видимость и узнаваемость предприятия и его продукции в международных сегментах Интернета. Как показывает опыт, размещение информации на подобных ресурсах (таких как Kompass или Europages) заметно увеличивает количество запросов от зарубежных компаний. Многие В2В-базы данных имеют четко выраженную региональную направленность. Существуют и такие поисковые В2В-системы, которые стремятся придать своим рынкам глобальный охват.

Информационные порталы и электронные отраслевые СМИ сегодня стали намного популярнее, чем традиционные печатные издания, и в перспективе их влияние на целевую аудиторию будет только увеличиваться.

Контекстная реклама уже понемногу используется отечественными производителями. Системы Google AdWords, Baidu Phoenix Nest и Yandex Директ позволяют обеспечить точный целевой и региональный таргетинг, минимизировав при этом финансовые затраты и риски.

Поисковая оптимизация Интернет-ресурсов производителей также способствует улучшению видимости сайтов в поисковых системах.

Специализированные социальные сети (Linkedin, Xing и др.) – это  своеобразное «место встреч» B2B-специалистов. С помощью таких Интернет-ресурсов можно наладить полезные деловые контакты по всему миру. Сегодня существуют специализированные социальные сети, как ориентированные на тот или иной регион, так и сети с отраслевой специализацией.



Любой канал продаж можно испытать в тестовом режиме с минимальными затратами. Тем самым можно оценить на практике, какое количество заказов (запросов) приносит его использование в каждом конкретном случае. Базовое размещение информации о предприятии и его продукции на большинстве Интернет-ресурсов не требует каких-либо финансовых затрат.

Как показывает практика, не следует концентрироваться на разработке какого-либо одного канала продаж, вкладывая в него все силы и средства. Со временем любой канал может исчерпать свои возможности по привлечению новых заказчиков.

Наиболее эффективное решение для компаний-экспортеров – построение гибкой системы продаж, регулярный мониторинг новых каналов, а также тех инструментов продаж, которые используют компании-конкуренты.